МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Челканцы « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Челканцы (чалканцы) — одна из тюркоязычных этнических групп, входящих в состав населения Республики Алтай, известны также под устаревшим названием лебединцы или лебединские татары, самоназвание  — чалканду/шалканду, а также куу-кижи (куу — «лебедь», откуда и возник калькированный с тюркского этноним «лебединцы» и гидроним река Лебедь).

В формировании челканцев, как и других этнических групп современных алтайцев, приняли участие племена самодийского и кетского происхождения, а также тюркские племена, тюркский язык которых окончательно победил иноязычные компоненты. Массовое переселение тюрок на Алтай происходило в древнетюркское время. Первая фиксация языка челканцев (лебединцев) принадлежит академику В.В.Радлову, бывшему на Алтае в 1869-1871 годах. В годы советской власти челканцы Алтая учитывались как алтайцы, а челканцы Кемеровской области – как шорцы.

Язык челканцев относится к хакасской подгруппе уйгуро-огузской группы тюркских языков. Все челканцы двуязычны и хорошо владеют русским языком, который для многих стал уже родным. Поэтому челканский диалект, сужая сферу своего функционирования, остаётся живым лишь в семейном общении и в небольших производственных коллективах, занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Название месяцев во многом отражает последовательность хозяйственных занятий: апрель — «корук ай» (месяц охоты на бурундука), май – «тару ай» (месяц посева), июнь – «одо ай» (месяц прополки), июль – «изю ай» (месяц покоса травы и заготовки сена), август – «кезектен ай» (месяц уборки урожая), сентябрь – «сагын ай» (месяц рева маралов), октябрь – «уртин ай» (месяц помола), ноябрь – «чана ай» (лыжный месяц).

Челканский праздник прихода весны назывался Тилгыйяк. В программе этого мероприятия был специальный ритуал под названием «благословение народа», чествование юбиляров, молодых челканских семей, поздравление новорожденных, конкурсы, соревнования в ловкости и силе, а также катание на шкурах животных с гор. В ходе празднований были исполнены челканские песни, частушки, прозвучали поговорки и загадки.

Наверх

Ремесла и промыслы

Охота

Охотились челканцы на медведя, марала, лося, дикого козла, оленя, волка, бурундука, зайца, крота , а также на глухаря, рябчика, гуся. В осенне-зимний период охоты промышляли также соболя (осенью), белку (зимой), куниц и колонков. В охоте использовали шомпольное ружье (кырлу); ружейные принадлежности (пули, порох, капсули и т.д.); рог (авырга) и разного рода свистульки, имитировавшие характерные для некоторых животных и птиц звуки; прямоугольная кожаная сумка, (каптырга) использовавшаяся для переноски ружейных принадлежностей или добычи; пороховница; ловчие ямы; капканы спускного устройства; кулемки; петли. Немаловажное место до появления огнестрельного оружия в охотничьем инвентаре челканцев и других таежных групп Северного Алтая занимал лук «алар». Стрелы челканцы носили в берестяном колчане «каптырга». У средневековых кыпчаков термином «каптаргак» называли квадратный мешок «для сохранения всего надобного».

Земледелие и собирательство.

Земледелием челканцы занимались только для пропитания, сажали мало, в основном ячмень (арва),пшеницу (пугдей), просо (таран). Из других зерновых культур зафиксирована также рожь (арыш). «Пашнями» у челканцев служили небольшие открытые или расчищенные при помощи топора и огня участки земли на южных склонах гор или косогоров. Они не удобрялись и забрасывались через каждые два года. Поэтому стремились использовать любой удобный участок земли, сколько-нибудь пригодный для обработки. В этой связи обрабатываемые участки нередко находились на значительном расстоянии от мест их постоянного проживания. В долинах рек «пашен» не было, так как выпадающий часто иней губил молодые побеги хлеба.

Немаловажное место в питании челканцев занимали клубни, корни и стебли дикорастущих растений: пиона, пучки, калбы и некоторых других. Так, из луковиц кандыка и сараны готовили жидкого типа похлебку (тире). Несколько меньшее значение в рационе питания челканцев занимали кедровые орехи. При их обработке использовали вальки, ручной лоток, котел и зернотерку. В результате из обжаренных и растертых ядер кедровых орехов челканцы получали жирную густую массу «токшок».

Скотоводство

Длительная и холодная зима с довольно высоким снежным покровом, ограниченные участки для пастбищ стали одним из основных препятствий для развития скотоводства на территории Северного Алтая.Наиболее приспособленной к условиям горно-таежной местности оказалась лошадь. Во второй половине XIX в. челканцы держали вместе с лошадьми уже крупный рогатый скот, но в очень ограниченном числе.

Рыболовство

Объектами рыболовного промысла у челканцев служили хариус, окунь, чебак, пескарь, ерш, таймень, щука, налим. Рыбу ловили удочками, сетями, а также лучили ночью (туноктоп). Из рыбных ловушек челканцам были известны морды (суген, сопыр) и запоры (тон). Закрытые ловушки челканцы плели из тальниковых прутьев. Их длина составляла от 1,1 до 1,5 м.

Домашние ремесла: кузнечное, ткацкое, выделка шкур и т.д.

Наверх

Традиционное жилище

Традиционное жилище челканцев делится на 2 вида:

— Временные промысловые постройки

Их появление было вызвано потребностями охотничьего промысла. Наличие временных жилищ способствовало более длительному пребыванию людей в тайге. Осенне-зимние сезонные жилища защищали охотников от холода и непогоды, позволяли отдохнуть и восстановить силы.

два типа временных жилищ – одно- и двускатный.

Односкатное временное жилище устраивалось летом на месте охотничьего промысла. Каркас постройки состоял из двух стоек и коньковой жерди. Скат балагана выполнялся из жердей или колотых пополам стволов осины.

Двускатные постройки устраивались преимущественно на осенне-зимний период охотничьего промысла. Они были рассчитаны на двух человек, поэтому их площадь редко превышала 4 м.2 представлял из себя балаган с несущей системой из двух вильчатых стоек и двух продольных жердей

— Постоянные наземные и полуподземные срубы прямоугольного типа каркасные постройки двускатного типа (ширу, ошанды уг).

Наверх

Традиционная одежда

Основу промысловой одежды составлял войлочный халат (киис),, полусферическая шапка, безрукавка (ненгжок), чулки (уук),  сапоги (одок).

«Киис» делали длинным – ниже колен – и довольно широким. К промысловым войлочным халатам пришивали, как правило, воротник-стойку. На промысле он наглухо застегивался на пуговицу. Она нередко являлась единственной пуговицей на промысловом одежде. Наличие у «халата» воротника-стойки предотвращало попадание снега за шиворот охотника. Сверху на «киис» надевали холщовый халат. Но часто войлочную шубу простегивали при помощи льняных ниток холстом.

Материалом для их изготовления сапог (одок) и женской обуви – чирков (чарык) служила хорошо выделанная конская кожа. Сапоги, ремни креплений тщательно натирались конским салом. Пропитанная жиром кожа не замерзала на морозе.

Основными элементами мужской и женской одежды из холста являлись рубаха (чамча), штаны (штан) и халат (когнок). Их покрой имел туникообразный характер. Так, стан «когнок» составляли два перекинутых на плечи прямоугольных полотна материи с вшитыми косыми или вытянутыми в форме трапеции боковинами 

Основу промысловой одежды составлял войлочный халат (киис),, полусферическая шапка, безрукавка (ненгжок), чулки (уук),  сапоги (одок).

«Киис» делали длинным – ниже колен – и довольно широким. К промысловым войлочным халатам пришивали, как правило, воротник-стойку. На промысле он наглухо застегивался на пуговицу. Она нередко являлась единственной пуговицей на промысловом одежде. Наличие у «халата» воротника-стойки предотвращало попадание снега за шиворот охотника. Сверху на «киис» надевали холщовый халат. Но часто войлочную шубу простегивали при помощи льняных ниток холстом.

Материалом для их изготовления сапог (одок) и женской обуви – чирков (чарык) служила хорошо выделанная конская кожа. Сапоги, ремни креплений тщательно натирались конским салом. Пропитанная жиром кожа не замерзала на морозе.

Основными элементами мужской и женской одежды из холста являлись рубаха (чамча), штаны (штан) и халат (когнок). Их покрой имел туникообразный характер. Так, стан «когнок» составляли два перекинутых на плечи прямоугольных полотна материи с вшитыми косыми или вытянутыми в форме трапеции боковинами

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

Основу традиционной пищи составляли рыба, дичь, мясо домашних животных и дикие растения, с конца XIX века распространяются хлеб и другие мучные и молочные продукты.

 Мясные продукты домашнего происхождения – конина, позднее – говядина и баранина. Забивали скот, как правило, на зиму (согым) в октябре и ноябре. При этом голову варили сразу. Кроме головы, в котел добавляли также отдельные куски мяса, снятые с туши забитого животного. Этим мясом (паш тире) угощали соседей и особенно тех, кто принимал участие в забое животного и его разделывании. Из хорошо промытых кишок коровы или лошади и молочно-кровяной смеси челканцы на зиму заготовляли «кан» (букв. «кровь»). Смесь состояла из крови, молока, мелко накрошенного сала, лука, а также соли. При этом на ведро крови наливали полведра молока. Приготовленную таким образом смесь заливали в кишку, предварительно завязав один из ее концов. Наполнив кишку смесью, ее завязывали веревкой. Готовили «кан» отдельно или в мясном бульоне. В южных районах расселения челканцев (по р. Байгол) был известен «дьюргем». Появился он, видимо, только в ХХ в. в местах соприкосновения челканцев с тубаларами. «Дьюргем» представлял собой род колбасы из переплетенных между собой тонких кишок и нарезанных ленточками легких, печени и желудка. Варили такую колбасу отдельно.

Из рыбы в основном готовили уху (палактын муны тире).

Из луковиц кандыка и сараны готовили жидкого типа похлебку (тире). из обжаренных и растертых ядер кедровых орехов челканцы получали жирную густую массу «токшок».

Молочные продукты у челканцев относительно широкое распространение получили только в ХХ в. Особенно это касается тех групп челканцев, которые проживали по р. Байгол и в местах соприкосновения с туба и кумандинцами (роды комнош, тибер и кузен и другие). Молочные продукты они, видимо, стали изготовлять под влиянием южных алтайцев и русских. На это указывают связанная с молочной продукцией терминология: «сайрю» (масло), «твораг» (творог), «чегень» (забродившее молоко) «престек» (простокваша) и т.д.

Из муки делали преимущественно пресное тесто. Оно использовалось для выпечки хлеба, пирогов и некоторых других мучных изделий. Из пресного теста, крупы и толокна готовили такие блюда, как «тутпаш», «угре», и «мотко». Универсальной мучной пищей челканцев являлся «талган» (толокно). Он употреблялся в сочетании с водой или другими жидкими продуктами.

Наверх

Фольклор

Наверх

Язык и письменность

Челканское наречие — язык челканцев, одно из двух (или трех) наречий, составляющих северноалтайский язык. Варианты самоназвания: куу, къуу, чалкъанду, шалкъанду.

Традиционно челканское наречие считалось диалектом алтайского языка. Согласно новейшим классификациям тюркских языков южно- и северноалтайский языки являются двумя разными языками, и оно относится ко второму, наряду с кумандинским. Ситуацию усложняет то, что и кумандинский, и челканский по отдельности официально признаны отдельными языками малочисленных народов России и для них разрабатывают отдельные учебные программы.

Челканский язык является бесписьменным. В 2000 г. чалканцы, наряду с другими этническими группами Алтая (тубаларами и теленгитами), получили статус малочисленных народов России, язык их был включен в Красную книгу языков народов России, но это никак не отразилось на состоянии их языка и культуры: не была разработана письменность (в чалканском имеются звуки, которых нет в алтайском литературном языке), не были составлены учебники и книги для чтения.

Наверх